Мы являемся свидетелями кардинальных изменений, которые могут поставить с ног на голову всю традиционную отрасль производства автомобилей. Производители, упоминание которых ещё несколько лет назад у серьёзных автопромышленников вызывало улыбку, теперь приводят их в трепет. Никому и в голову не могло прийти, что компания с годовым объёмом производства в несколько сотен тысяч автомобилей станет самым дорогим автомобильным брендом и обгонит по капитализации автомобильных грандов при том, что некоторые из них существуют на рынке уже более ста лет. Когда буквально на днях биржевики добавили Tesla в оценочный список S&P 500 с капитализацией в $400 млрд, это уже ни у кого не вызвало улыбок. И ведь понятно, что этому предшествовало много событий. Появление на рынке амбициозного игрока, ориентированного на создание и продвижение идеи экологичного автомобиля, на первом этапе воспринималось как новомодное увлечение калифорнийского авантюриста и мечтателя.
Но сейчас мы наблюдаем повсеместное стремление к быстрому переходу на новые экологичные транспортные средства не только со стороны потребителей, но уже и со стороны многих государств. Так, только на текущей неделе о планах по отказу от использования двигателей на ископаемом топливе заявили власти Великобритании и Канады. Британцы намерены к 2030 году полностью запретить в стране продажу новых автомобилей с ДВС, а к 2035 – и гибридов. Канадская провинция Квебек также сообщила о планах запретить продажи автомобилей с ДВС. А норвежские власти намерены полностью запретить продажу автомобилей с ДВС и вовсе к 2025 году. Уже сейчас более 70% проданных в Норвегии новых автомобилей были электрическими. Volkswagen заявил недавно, что 90% продаж его машин в Норвегии в следующем году придётся на электрокары. Правительства в этих странах дали чёткий посыл, что намерены инвестировать большие средства в создание инфраструктуры для использования электрического транспорта. Эти планы повергли в шок классических автопроизводителей, которые уже заявили, что объявленные сроки слишком близки и оставляют им мало времени для адаптации к новым условиям. Регулирующие органы во многих странах принимают законодательные инициативы, сильно сужающие нормы вредных выбросов в атмосферу.
Под давлением этих инициатив уже несколько производителей роскошных автомобилей заявили, что готовы изменить свои планы и начать постепенный переход на использование гибридных или полностью электрических технологий. Чего только стоят недавний анонс гибридного суперкара от Ferrari стоимостью €473 000 и заявление, что 60% машин марки будут использовать гибридные технологии к 2022 году. Совсем недавно другой производитель роскошных автомобилей, компания Bentley, сообщил, что тоже намерен перейти на создание гибридных моделей и что к 2026 году все его автомобили станут гибридными, а к 2030 году планируется переход к полностью электрическим моделям.
Всё это вынуждает классических автопроизводителей активно шевелиться. Так, на прошлой неделе генеральный директор General Motors Мэри Барра в ходе конференции, устроенной для инвесторов, сообщила о планах по переходу на создание электрического транспорта. Компания General Motors намерена потратить $27 млрд на создание электрических автомобилей и автономных транспортных средств в период до 2025, хотя ещё в начале года называлась цифра $20 млрд и сроки в районе 2030 года. В планах General Motors – создание 30 электромобилей во всей линейке своих брендов и разных ценовых нишах в период до 2025 года. Компания Ford недавно заявила, что потратит $11 млрд уже в ближайшие несколько лет на создание производственной платформы для изготовления электромобилей. Не отстаёт от них и Volkswagen, который намерен потратить €73 млрд в течение следующих 5 лет на то, чтобы не отстать от поезда электрификации.
То, что современный взгляд на экологические проблемы заставляет классических автопроизводителей менять свои планы, – это одна сторона их проблем. Но современные технологии обозначают перед ними и другие вызовы, самым главным из которых является то, что производство электромобилей становится все более доступным для большего количества игроков, что неизбежно приведёт к возрастанию конкуренции на рынке автопроизводителей и проблемам для многих классических игроков. Чего стоит заявление генерального директора компании Daimler Ола Келлениуса, объявившего, что компания Daimler и принадлежащий ей бренд Mercedes-Benz будут вынуждены стать меньше в ближайшее время, а причина этого в том, что для производства классического автомобиля с ДВС нужно использовать 1400 отдельных деталей. На производство же электромобилей понадобится всего 200 деталей, поэтому компании не нужно будет такое количество персонала и такие производственные мощности, которые она использует сейчас, и ей придется стать меньше.
Уже сейчас ясно, что подход, предложенный Tesla, когда машина воспринимается как гаджет и обновляется по воздуху, как телефон, – это совершенно новое восприятие автомобиля, к которому классические производители просто не были готовы. И теперь они вынуждены в спешке броситься догонять амбициозных новичков, которые в вопросах проектирования современных автомобилей двигаются семимильными шагами. Ещё недавно создаваемые ими автомобили имели массу недоработок с точки зрения классических игроков, а теперь им самим нужно поучиться у новичков искусству создания многих автомобильных систем. Подход к проектированию, аналогичный созданию электронных гаджетов, может полностью изменить отрасль. Недавно компания Huawei объявила о подготовке платформы для производства электромобилей, которая позволит компаниям, занимающимся выпуском электромобилей, существенно сократить свои затраты на разработку, обеспечить унификацию и быстрый запуск новых моделей при наличии высокотехнологичной элементной базы. Производство электромобилей при наличии доступных многим производителям компонентов, таких как аккумуляторные батареи высокой ёмкости и системы управления, построенные с использованием технологии 5G, становится всё более доступным для широкого круга игроков. Входной билет в это производство резко снизился, и в ближайшее время количество компаний, производящих электромобили, будет только возрастать. Очевидно, что новые китайские игроки будут пытаться откусить кусок этого пирога. Недавно производитель китайских электромобилей NIO заявил о планах вывести объём производства на уровень 1 млн автомобилей в год и начать продавать их в Европе и США. Только в этом году стоимость акций NIO выросла более чем на 300%, и теперь его оценивают в $57 млрд, что на $4.5 млрд выше стоимости лидера американского автомобильного рынка – компании General Motors, капитализация которой оценивается в $53 млрд.
Бороться есть за что. По данным исследовательской компании Canalys, на европейском рынке в первом квартале этого года при общем снижении продаж на 26% продажи машин, использующих гибридную или полностью электрическую технологию, выросли на 72%. Рынок ждёт изменений, и только от активности классических автопроизводителей зависит, останутся они в игре или через десять лет мы их уже не увидим.